24. Федеральная рабочая программа воспитания. 24.1. Пояснительная записка. 24.1.1. Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее Программа воспитания) служит основой для разработки рабочей программы воспитания ООП НОО. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. 24.1.2. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. 24.1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 24.1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 24.2. Целевой раздел. 24.2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 24.2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 24.2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 24.2.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО. 24.2.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 24.2.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 24.2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 24.2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. 24.2.9. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. 24.2.9.1. Гражданско-патриотическое воспитание: знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине России, ее территории, расположении; сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства; понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 24.2.9.2. Духовно-нравственное воспитание: уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 24.2.9.3. Эстетическое воспитание: способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 24.2.9.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 24.2.9.5. Трудовое воспитание: сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; проявляющий интерес к разным профессиям; участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 24.2.9.6. Экологическое воспитание: понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 24.2.9.7. Ценности научного познания: выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 24.3.1. Уклад образовательной организации. 24.3.1.1. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада образовательной организации. 24.3.1.2. Уклад задает порядок жизни образовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад образовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. 24.3.1.3. Ниже приведен перечень ряда основных и дополнительных характеристик, значимых для описания уклада, особенностей условий воспитания в образовательной организации. 24.3.1.4. Основные характеристики (целесообразно учитывать в описании): Послевоенные годы. Как и вся страна, Уфа и наша Черниковка начала отстраиваться, так же, как и вся страна, нуждалась в грамотном поколении. В районе кинотеатра «Победы», отстроенного в 1947 году и домов по ул. Микояна(Рыбакова) и Молотова(Кольцевая) был пустырь. Две школы: женская № 12 и мужская № 11 были в районе улицы Конституции. Детей в микрорайоне было много. И вот решили этот пустырь застроить. Началось строительство школы. 1 сентября 1950 года, несмотря на все трудности, новая, семилетняя школа № 24 гостеприимно распахнула свои двери. И началась школьная жизнь с её победами, удачами, радостями, печалями В 1952 году школа реорганизована из семилетней № 24, в среднюю школу № 26. В 1954 г. школа впервые выпустила учащихся 10 классов, дала первый выпуск. 14 августа 1956 г. произошло объединение городов Уфы и Черниковска. Средняя школа №26 именуется с этого времени средней школой №76 г. Уфы. В 2017 года средняя школа № 76 стала наименоваться МБОУ «Центр образования № 76» С 1 октября 2022 центр переименован в МАОУ «Центр образования № 76». МАОУ «Центр образования № 76» (далее — Центр образования) - это школа со структурным подразделением дошкольного образования «Детский сад». Центр образования расположен в Орджоникидзевском районе г.Уфы. В осуществлении воспитательного процесса сотрудничает: в сфере организации досуга с ДДТ «Салют», «Новатор», «Зенит», ДК «Химик», кинотеатром «Синема 5», библиотеками района; в сфере просвещения и профилактики с ЦППРиК «Саторис», наркодиспансером; с оздоровительными комплексами – стадион «Строитель»; В школе функционируют отряд ЮИД, ДОО «Школьная лига дел». Центр образования является социально значимым объектом образования, развития, культуры для населения микрорайона. Это обстоятельство обязывает создавать в Центре образования благоприятные условия для развития обучающихся и удовлетворения потребностей родителей (законных представителей). Символика. Флаг, герб и гимн Учреждения являются официальными государственными символами «Центра образования № 76». Флаг центра представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета. На лицевой стороне флага изображен герб центра. Флаг выносит знаменная группа во время проведения торжественных мероприятий. Герб представляет собой парусник, олицетворяющий сплоченный коллектив учителей, учеников и родителей, путешествующих по океану знаний, объединенных одной общей целью. Мачта корабля изображена в виде перьевой ручки – символ трудолюбия ученика. Паруса двух видов: · Башкирский флаг – символ принадлежности к нашей родине; · Белый парус с цифрой 76 – символ принадлежности центру № 76. Золотой цвет, обрамляющий паруса, олицетворяет стремление учащихся школы стать золотым фондом Родины в разных областях деятельности. МАОУ «Центр образования № 76» -это идущий в ногу со временем центр. У обучающихся есть возможность получать основное и дополнительное образование как на территории образовательного учреждения (кружки, секции, творческие и научные объединения), так и за его пределами. Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, родителями и педагогическим коллективом учитываются интересы ребёнка. Также процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения Конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; Ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; Реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; Организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Воспитывающая среда школы Воспитывающая среда МАОУ» Центр образования № 76» — это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания, совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Она включает: -предметно-пространственное окружение -поведенческое -событийное -информационное культурное. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и совместной жизнедеятельности взрослых и детей направлен на укрепление общешкольного коллектива, органов детского самоуправления ученического актива, укрепления и пропаганды общешкольных традиций и реализуется в традиционных формах работы и мероприятиях: «День Знаний», «День здоровья», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Новогодние праздники», «Вахта Памяти», «День самоуправления», «Выборы президента ученического самоуправления», «Прощание с Азбукой», «Посвящение первоклассников в пешеходы», «Праздник 8 Марта», «Смотр строя и песни», «День защитника Отечества», «Конкурсы чтецов», акции посвященные Великой Победе, «День Победы», экологические акции и субботники («Сады Победы», «Сдай макулатуру. Спаси дерево», «Каждой птичке- кормушка», «Покормите птиц зимой»), мероприятия посвященные району, спортивные мероприятия, праздник Последнего звонка, проведение Уроков мужества, Уроков памяти, Уроков здоровья, тематических единых классных часов, Недели профориентации, работа обучающихся в «Совете старшеклассников», работа школьных отрядов: юных пожарных, отряда ЮИД, юнармейского отряда, школьной медиаслужбы «ЭпиЦентр», работа социальнопсихологической службы, профилактические мероприятия, участие в проектах и Днях единых действий РДШ, участие в профилактических акциях. Обучающиеся участвуют в трудовых делах центра и класса, в совместных общественно значимых делах центра, что способствует развитию общественной активности, формированию нравственного идеала, гражданского отношения к Отечеству, воспитанию нравственного потенциала, сознательного отношения к труду. В центре уделяется большое внимание обустройству помещений, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок и так далее. Все это создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы. Информационное окружение: укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; все дети имеют учебники; педагоги (в союзе с родителями) делают все возможное, чтобы приобщить детей к домашнему чтению; постепенно приучают их слушать публичные выступления, приглашая гостей в центр или проводя традиционные публичные лекции в школе, проводятся конкурсы, смотры, введены регулярные реферативные выступления школьников и конференции для старшеклассников. Требования к профессиональному сообществу школы: -соблюдение норм профессиональной педагогической этики; -уважение и учет норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной педагогической деятельности, общении; -уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям), коллегам; -соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству педагога, учителя в российской отечественной педагогической культуре, традиции; -знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных интересов прав как обучающихся, так и педагогов; -инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными представителями), коллегами; -внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с обучающимися с учетом индивидуальных особенностей каждого; -быть примером для обучающихся в формировании ценностных ориентиров, соблюдении нравственных норм общения и поведения, побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, внимание к людям, чувство ответственности. Социокультурный контекст. Социокультурный контекст — это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Особенностью учебно-воспитательного процесса в центре является то, что большинство учащиеся школы проживают в ее микрорайоне. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в центре, но и в микрорайоне в целом. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации с организациями-партнерами. Для МБОУ «Центр образования № 76» это: 1. Договор № 236 о практической подготовке обучающихся с ФГБОУ «БГПУ им. Акмуллы», 28.02.2022 г. 2. Договор о практической подготовке обучающихся заключенный между организацией ведущей образовательную деятельность по профилю соответствующей образовательной программы с ГБПОУ «Уфимский многопрофильный многофункциональный колледж», 1.10.2021 г. 3. Договор о научно-педагогическом сотрудничестве с ФГБОУ «Башкирский государственный университет», ФРГФ, 20.09.2021 г. 4. Договор о сетевом взаимодействии с Уфимской автомобильной школой ДОСААФ России, 1.10.2021 г. 5. Договор о сотрудничестве с ГБУ РБ Межрайонным центром «Семья», 06.09.2021г. 6. Договор с МБОУ ДО «Детский центр туризма, краеведения и экскурсии «Зенит», 25.02.2020г. 7. Договор с МБОУ ДО «Центр творческого развития Салют», 07.03.2019. 8. Договор с Центром содействия семейному воспитанию г.Уфы, 1.09.2022 9. Договор с ЦППМСП «Саторис», 10. ГАПОУ Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства (ГАПОУ БАСК), 11.01.2022 С 9 января 2023 года, в рамках реализации Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», являющегося частью национального проекта «Образование», на базе нашей образовательной организации, начинает свою работу Консультационный центр "Теплый дом". Помощь родителям (законным представителям) оказывается БЕСПЛАТНО! Консультационный центр создан с целью повышения доступности и качества образования через оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям, воспитывающим детей от 1,5 до 18 лет. Целями Консультационного центра являются: - реализация мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей граждан, желающих принять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам, связанным с воспитанием, образованием, социализацией детей - получение информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования - планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении детей - определения перечня и порядка выполнения необходимых действий гражданами, желающими принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Формы предоставления услуг -Очная консультация -Онлайн-консультация -Выездная консультация -Просветительское мероприятие с выдачей сертификата 24.3.1.5. Дополнительные характеристики (могут учитываться в описании): В МАОУ «Центр образования № 76» контингент обучающихся очень разнообразен - это и коренные жители, и «приезжие» - переселенцы с бывших Советских республик (Узбекистана, Таджикистана) Все это делает облик школы и ее воспитательной системы неповторимым и необычным. Этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности учтены при формировании ресурсов воспитательной программы. В МАОУ "Центр образования №76" для учащихся и сотрудников организовано горячее питание, состоящее из комплексов "завтрак", "обед"(для детей-инвалидов и с ОВЗ двухразовое питание, состоящее из завтрака и обеда) с понедельника по пятницу на основании заявок родителей. Блюда готовятся в столовой на основании десятидневного меню, утвержденного МАУ "ЦДДП" и ежедневно согласовывается с директором школы. Питание сбалансировано, соответствует действующим нормам СанПин. 24.3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. 24.3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются, представляются по модулям. В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определенного направления деятельности в образовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями и другое). 24.3.2.2. В Программе воспитания представлены описания воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другое). Раздел можно дополнить описанием дополнительных (вариативных) модулей, если такая деятельность реализуется в общеобразовательной организации (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность (волонтерство), школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество), а также описанием иных модулей, разработанных образовательной организацией. Последовательность описания модулей является ориентировочной, в рабочей программе воспитания образовательной организации их можно расположить в последовательности, соответствующей значимости в воспитательной деятельности образовательной организации по самооценке педагогического коллектива. Инвариантные модули: - «Урочная деятельность»; - «Внеурочная деятельность»; - «Классное руководство»; - «Основные школьные дела»; - «Внешкольные мероприятия»; - «Организация предметно - пространственной среды»; - «Взаимодействие с родителями»; - «Самоуправление»; - «Профилактика и безопасность»; - «Социальное партнерство»; - «Профориентация». Вариативные модули: -«Школьные медиа»; - «Детские общественные объединения»; - «Школьный театр» Инвариативные модули. 24.3.2.3. Модуль "Урочная деятельность". Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: Максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; Включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; Включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; Выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; Применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; Побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; Организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 24.3.2.4. Модуль "Внеурочная деятельность". Предметная область Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебный предмет 1а 1б Обязательная часть Русский язык 5 5 Литературное чтение 3 3 Родной язык и (или) 2 2 государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение 1 1 на родном языке Иностранный язык 0 0 Математика 4 4 Количество часов в неделю 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5 3 2 5 3 2 5 3 2 5 3 2 5 3 2 5 3 2 1 1 1 1 1 1 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 0 0 0 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 2 21 21 33 693 0.5 1 2 21 21 33 693 0.5 1 2 23 23 34 782 0.5 1 2 23 23 34 782 0.5 1 2 23 23 34 782 0.5 1 2 23 23 34 782 0.5 0.5 1.5 23 23 34 782 0.5 0.5 1.5 23 23 34 782 Технология Физическая культура Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 24.3.2.5. Модуль "Классное руководство". Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать: - планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности («Изучай ПДД» «уроки Мужества» и т.д.); - инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах мероприятиях («День знаний», «8 марта», «День учителя», конкурсы, викторины и другое), оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; - организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; - сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера, посвященные «Дню 8 марта», «Дню защитника Отечества», командные брейн ринги и другое; - выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в МАОУ «Центр образования № 76» (классные поручения, школьное самоуправление); - изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом (мониторинг, психологопедагогическое тестирование, анкетирование и другое); - доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса (работа с учащимися и семьями состоящими на профессиональных учетах, работа с одаренными детьми, консультации и другое); - индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (ведение портфолио учащегося); - регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; - проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; - организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; -создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, МАОУ «Центр образования № 76»; - привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школы (совет профилактики, досуговые мероприятия центра: «День знаний», «Новый год», «Выпускной бал» и другое ; -проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований («День рожденья», «23 февраля», «8 марта» и др., классные турниры по волейболу, минифутболу, пионерболу и другое). 24.3.2.6. Модуль "Основные школьные дела". Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: Торжественная линейка «День знаний» Единый открытый урок ко «Дню знаний» Социальный проект класса «Безопасность» Месячник по профилактике ДДТТ «Внимание дети!» День здоровья Тематические субботы Акция «Бумажный бум», сбор макулатуры Мероприятие ко Дню Республики Башкортостан Концерт ко Дню Учителя Акции ко Дню Пожилого человека Концерт ко Дню Матери Акции к Международному дню инвалидов Акция «Экологический бум» Новогодняя сказка Зимние игры, катание на коньках, экскурсии Акция «Кормушка» Смотр строя и песни, в честь дня Защитника Отечества «Служу России» Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню Мероприятия ко Дню космонавтики Уроки мужества, посвященные Дню Победы BOB Праздничный концерт, посвященный Дню Победы Мероприятия ко Дню защиты детей 24.3.2.7. Модуль "Внешкольные мероприятия". Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может предусматривать. - общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами МБОУ «Центр образования № 76», тематические концертные программы, экскурсии в библиотеку); - внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной в организации учебным предметам; -экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия (экскурсии по музеям, паркам, музеям); -выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта. 24.3.2.8. Модуль "Организация предметно-пространственной среды". На территории МАОУ «Центр образования №76» установлено 3 флагштока, на которых гордо развиваются флаги Российской Федерации, Республики Башкортостан. Также имеется полоса препятствий, где обучающиеся с удовольствием проходят спортивную подготовку и тренировку перед военно-патриотическими играми, еще имеется оборудованная спортивная площадка с отдельным полем для футбола, баскетбола. При входе оборудован пандус для людей с ограниченными возможностями. На фасаде здания МАОУ «Центр образования №76» ребят встречает вывеска «Добро пожаловать». На первом этаже нашего замечательного центра расположено: государственная символика Российской Федерации, Республики Башкортостан, муниципального образования (флаг, герб). Также расположены информационные стенды: 1. «Школьная лига дела»; 2. «Отличники школы»; 3. «Твоя безопасность»; 4. «Помни тебя ждут дома!»; 5. «Что? Где? Когда?»; 6. «Расписание уроков»; 7. «Что у нас в библиотеке»; 8. «Поэты и писатели»; 9. «Родной край»; 10. «Здорово жить»; 11. «Мир в котором мы живём»; 12. «Куда пойти учиться»; 13. «Доска памяти»; 14. «Важная информация»; 15. «Правовой вестник»; 16. «У нас в школе…». Также есть стенды по питанию: 1. «Ешь, учись, расти»; 2. «Моем руки правильно». В школе начальной рекреации расположена сменная экспозиция, которая меняется в зависимости от значимых дат страны и республики. На втором этаже расположена экспозиция «Уфа мой любимый город», на которой отражены исторические места и видные деятели культуры, спорта, и.т.д. нашего города. Возле спортивного зала расположены следующие стенды: 1. «Спортивная жизнь школы»; 2. «ГТО». В центре организованно и поддерживается звуковое пространство (школьное радио) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической, воспитательной направленности. По радио освещаются школьные новости, проводятся радиопередачи, посвященные важным событием города, республики, страны. В центре организована и проводится церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации, Республики Башкортостан и исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Республики Башкортостан в начале каждой недели на торжественной линейке. Церемонию спуска Государственного флага Российской Федерации и Республики Башкортостан в конце каждой учебной недели по окончании последнего учебного занятия (урока). 24.3.2.9. Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)". Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете образовательной организации; тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. 24.3.2.10. Модуль "Самоуправление". Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися; представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией; защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Структура органов самоуправления Президент Совет обучающихся «Школьная лига дел» Министерства Министерство науки Министерство культуры Министерство труда Министерство внешних отношений Активы классов МВД Министерство по спорту Министерство СМИ Учащиеся школы Президент «Школьной лиги дел» Директор школы Администрация школы Управляющий совет школы Совет обучающихся «Школьной лиги дел» Руководители ШМО классных руководителей родительские комитеты классов Классные руководители родители Активы классов учащиеся 1-11 кл. Подпрограммы ДОО «Школьная лига дел»: 1 уровень «Почемучки» - 1 классы Мы – школьники. Знакомство. 2 уровень «Регата по океану Мечты, Дружбы и Фантазии» - 2 классы Мы развиваем инициативу! 3 уровень «Космические спасатели» - 3 классы Мы сделаем мир лучше! 4 уровень «Путешествие Веселого Паровозика» - 4 классы Мы учимся организовывать себя и свою жизнь! Активы 2-х классов: Капитан-правая рука учителя; Штурман- помощник капитана; Боцман- ответственный за порядок в классе; Медсестра- ответственная за внешний вид; Кок- ответственный за поведение в столовой, за подачу заявок на питание; Знайка- ответственный за успеваемость; Здоровячок- ответственный по спорту; Друг природы - ответственный за территорию. Активы 3-х классов: Капитан-правая рука учителя; Штурман- помощник капитана; Пилот первого ранга- ответственный за порядок в классе; Космический доктор- ответственная за внешний вид; Космический повар- ответственный за поведение в столовой, за подачу заявок на питание; Умни(к)(ца)- ответственный за успеваемость; Чемпион- ответственный по спорт; Эколог класса- ответственный за территорию. Активы 4-х классов: Машинист- правая рука учителя; Младший машинист- помощник машиниста; Проводник- ответственный за порядок в классе; Медсестра- ответственная за внешний вид; Повар- ответственный за поведение в столовой, за подачу заявок на питание; Вундеркинд- ответственный за успеваемость; Физорг- ответственный по спорт; Ландшафтный дизайнер - ответственный за территорию. 24.3.2.11. Модуль "Профилактика и безопасность". Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других); разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и других); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психологопедагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие). 24.3.2.12. Модуль "Социальное партнерство". Реализация воспитательного потенциала социального партнерства может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные): участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие); участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства МБОУ «Центр образования № 76» с организациями - партнерами: ГБУ РБ Межрайонным центром «Семья», 06.09.2021г., «Детский центр туризма, краеведения и экскурсии «Зенит», МБОУ ДО «Центр творческого развития Салют», 07.03.2019., центром содействия семейному воспитанию г. Уфы, ЦППМСП «Саторис». 24.3.2.13. Модуль "Профориентация". Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы центра предусматривает: - участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; - расширение кругозора о мире профессий; - заинтересованность в развитии своих способностей; - участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии; - возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников. - познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; - выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; - способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; -способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка; -способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.; -способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни. Вариативные модули. Школьные медиа Школьные медиа (совместно создаваемые школьниками и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации) способствует развитию коммуникативной культуры школьников, формированию навыков общения и сотрудничества, поддержке творческой самореализации учащихся. В школе на протяжении многих лет действует школьный пресс-центр «Эпицентр», школьные интернет-сайты, страницы во соцсетях. Воспитательный потенциал школьного пресс-центра реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: - разновозрастный редакционный совет 3-4 классов, освещает наиболее интересных моментов жизни школы, этапы проведения общешкольных ключевых дел, деятельность кружков, секций, деятельности школьного актива Центра образования № 76 и деятельность школьного РДДМ, профориентационной работы; Детские общественные объединения В центре действуют следующие основные детские объединения на уровне ООО: 1. Действующее на базе центра первичное отделение РДДМ «Движение первых» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе Российского движения школьников. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). На уровне центра первичное отделение РДДМ решает задачи содержательной, организационной, информационной и личностно-ориентированной направленности. 1) Содержательные: организация мероприятий по направлению деятельности РДДМ; - организация и проведение всероссийских Дней единых действий; - организация участия участников РДДМ в мероприятиях местных и региональных отделений РДДМ, а также во всероссийских проектах и мероприятиях РДДМ. 2) Организационные: - ведение реестра участников первичного отделения РДДМ; - стратегическое планирование деятельности первичного отделения РДДМ; - составление отчетной и аналитической документации. 3) Информационные: - проведение информационной кампании о деятельности РДДМ в СМИ; организация работы в социальных сетях; - организация работы с потенциальными участниками РДШ; - информирование потенциальных участников о возможности принять участие в проектах и мероприятиях РДДМ на первичном, местном, региональном и федеральном уровнях. 4) Личностно-ориентированные: - раскрытие творческого потенциала участников РДДМ; создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования участников РДДМ; - формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству Школьный театр Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает школьный театр «Талантиум», способный приобщить обучающихся к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Школьный театр способствует формированию у обучающихся учебной мотивации, а использование в учебной деятельности методов театральной педагогики способствует развитию психических процессов. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания. Программа школьного театра разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания, имеет художественно-эстетическое направление. В школьный театр принимаются все желающие. Учащиеся участвуют в мероприятиях, проводимых в центре. Возглавляет школьный театр «Талантиум» учитель русского языка и литературы. Школьный театр – это средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности школьника. 24.4. Организационный раздел. 24.4.1. Кадровое обеспечение. 26.4. Организационный раздел. 26.4.1. Кадровое обеспечение. Общая численность основных педагогических работников Центра 25 человека. 90 % от общей численности педагогических работников имеют высшее педагогическое образование. 13 работников от общей численности педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию. 6 первую квалификационную категорию. К психолого - педагогическому сопровождению обучающихся, в том числе и с OB3, привлечены следующие специалисты; педагог психолог, социальный педагог. На ступени начального общего образования 8 класса-комплекта, в которых работают 7 классный руководителей, 1 из них осуществляет классное руководство в 2-х классах. Реализацию федеральной рабочей программы воспитания обеспечивают следующие педагогические работники образовательной организации: Должность Функционал Директор школы Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся. Заместитель директора Осуществляет контроль реализации воспитательного потенциала по учебно- урочной и внеурочной деятельности, организует работу с воспитательной работе неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителями предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска». Заместитель директора Организует воспитательную работу в образовательной организации: по воспитательной анализ, принятие управленческих решений по результатам анализа, работе планирование, реализация плана, контроль реализации плана. Руководит социально-психологической службой. Курирует деятельность ученического самоуправления, волонтёрского объединения, родительского актива. Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба Курирует деятельность педагогов-организаторов, педагогов психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей Советник директора по Работа с детскими общественными объединениями, классными воспитанию коллективами и классными руководителями. Помощь классным руководителям в реализации программы воспитания. Социальный педагог Организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителями предметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционно-развивающую работу с учащимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Является куратором случая: организует разработку ИПР (при наличии обучающихся категории СОП), обеспечивает их реализацию, подготовку отчетов о выполнении. Является ответственным секретарем Совета по профилактике, обеспечивает участие всех участников заседаний, исполнение решений и подготовку документации отчетов о выполнении в КДН и ЗП , РОО. Педагог-психолог Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др. Является ответственным секретарем СПС. Старший вожатый, Организует проведение школьных мероприятий, обеспечивает участие куратор РДДМ обучающихся в муниципальных, региональных и федеральных мероприятиях. Обеспечивает проведение школьных мероприятий и организацию участия в мероприятиях внешкольного уровня по линии РДДМ Педагог Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных дополнительного общеобразовательных общеразвивающих программ. образования Классный руководитель Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива. Учитель-предметник Реализует воспитательный потенциал урока. ПреподавательОрганизует и осуществляет работу по созданию безопасных условий организатор ОБЖ образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников общеобразовательного учреждения, защиты учащихся и сотрудников школы от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов общеобразовательного учреждения, функционирования охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации, а также разработки паспорта комплексной безопасности и антитеррористической защищенности школы 26.4.2. Нормативно-методическое обеспечение. Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ «Центре образовании № 76» связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения: 1. Должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности. 2. Ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса. 3. Сотрудничество с социальными партнёрами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности. 4. Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ «Центр образования № 76» связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения: 5. Положение о классном руководителе; 6. Положение о дежурстве МАОУ «Центр образования № 76»; 7. Положение о методическом объединении; 8. Положение о внутришкольном контроле; 9. Положение о комиссии по урегулировании споров между участниками образовательных отношений; 10. Положение о Совете профилактике правонарушений; 11. Положение о социально-психологической службе; 12. Положение о внеурочной деятельности обучающихся; 13. Положение о школьном ученическом самоуправлении; Ссылка на размещенные документы: Нормативно-методическое обеспечение в МАОУ «Центр образования №76 https://centr76.bashkirschool.ru 24.4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. 24.4.3.1. Данный раздел наполняется конкретными материалами с учетом наличия обучающихся с особыми образовательными потребностями. Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой нозологической группы. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО для обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1 реализуется на базе МБОУ «Центр образования № 76» Программа разработана на базе основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении на уровне начального общего образования и направлена на формирование у обучающихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое). АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ «Центр образования № 76» составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1). Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы НОО. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса при получении начального общего образования и направлена на: -формирование общей культуры обучающихся с задержкой психического развития, -их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, -на создание основы для самостоятельной реализации обучающегося с задержкой психического развития в учебной деятельности, обеспечивающей успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, • сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития. АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития рассчитана на 4летний срок (1-4 класс) освоения. В нашем центре организована программа "Доступная среда", в неё входит: Пандус - 1 шт. Тактильный таблички шрифтом Брауля Маячки светодиодные - 4 шт. Маячок звуковой - 1 шт. Световое табло - 2 шт. Туалет для инвалидов - 2 шт. Кнопка вызова персонала - 2 шт. Ноутбук-2шт. Тактильная панель - 1 шт. Музыкальный центр- 1шт. Планшет световой с песком-5 шт. Пано"Звездное небо"-1 шт. "Сухой дождь"-1 шт. Мягкая мебель "Веселая компания" - 1шт. Мат гимнастический - 1 шт. Тропа "Змейка" -1 шт. Поручень по 1 этажу Поручень оборудован на первом этаже, сенсорная комната, ноутбуки для инвалидов и детей с ОВЗ, специальное программное обеспечение, светодиодные планшеты, таблички обозначения кабинетов со специальном шрифтом, паркинг для инвалидов. С детьми группы риска работу проводят педогог-психолог, социальный педагог. Также этих детей вовлекают к общественной жизни школы и класса. 24.4.3.2. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одаренных, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия (описываются эти условия). 24.4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. 24.4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 24.4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 24.4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. 24.4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). 24.4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. 24.4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. 24.4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями. 24.4.4.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 24.4.4.7. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в образовательной организации. 24.4.5. Анализ воспитательного процесса. 24.4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. 24.4.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. 24.4.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития. 24.4.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого). 24.4.5.5. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 24.4.5.6. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. 24.4.5.7. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. 24.4.5.8. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. 24.4.5.9. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 24.4.5.10. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. 24.4.5.11. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 24.4.5.12. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. 24.4.5.13. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. 24.4.5.14. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. 24.4.5.15. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): реализациия воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся; и другое по дополнительным модулям. 24.4.5.16. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. 24.4.5.17. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.