Учение с увлечением 1Б

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр
образования № 76» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
_________________
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/Молчанова А. Ю./
«___»____________2023г.

«Утверждено»
приказом директора
МАОУ Центр образования
№ 76»
от 31.08.2023 г. № 506
_______О.А. Чугаева

Дополнительная образовательная программа по русскому языку
для обучающихся 1Б класса
по теме:
«Учение с увлечением»

Составила:
учитель начальных классов
Хуснутдинова Диана Данисовна
.

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Учение с увлечением» для 1
класса разработана с учётом авторской программы образовательного курса «Учимся читать,
учимся писать» (Учение с увлечением. для обучающихся 1 класса, Л.А.Волочаева (ООО
«Планета», 2021 г.).
Программа адресована Муниципальному общеобразовательному учреждению
Раменской средней общеобразовательной школе для учащихся 1 класса
Программа реализуется во внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального
направления и рассчитана на детей 6-7 лет. Срок реализации – 1 год.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности,
учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как
«русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает
в программы «Русский язык» и «Литературное чтение».
Ядро программы составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой,
содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой,
звуками- знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи
на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает
его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким
образом, собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для
организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями,
переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.
Цель курса- освоение учащимися навыков чтения.
Обучение чтению - первый этап в системе изучения русского языка и литературного
чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода
- основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования:
-учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми
для решения целей образования и воспитания;
-обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой
является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и
на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской
компетентности.
Ведущая задача - развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и
письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.
Для решения поставленной задачи важны три условия:
-мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии),
-содержательность речи и ее правильность.
Все три условия взаимосвязаны: желание в речевом общении возникает, если понятен
и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется
коммуникация.
В период обучения чтению основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в
слово, дети устанавливают зависимость его смысла от звукового и буквенного состава, от
смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей
чтению и письму. Далее до конца начальной школы ученики погружаются в осознание
зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание

(предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка
в начальных классах.
В период обучения чтению ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения,
виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым
обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения
чтению не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на
успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Русский язык с увлечением. 1 класс. Образовательный курс «Учимся читать, учимся
писать».
Методическое
пособие
с
электронным
интерактивным
приложением/Л.А.Волочаева; под ред. М.С.Умновой – М.: Планета,2020
2. Русский с увлечением. 1 класс. Развивающие задания для школьников/ Л.А.
Волочаева; под. Ред. М.С. Умновой. – М.: Планета,2021
3. Компьютер, проектор.

Результаты освоения курса
Воспитательные результаты в 1 классе направлены на достижение 1 уровня. Первый
уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
у учащегося будут сформированы
- интерес к познанию русского языка;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям
русским языком, к школе;
- понимание причин успехов в учебе;
-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности.
обучающийся получит возможность для формирования
- интереса к познанию русского языка;
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной
задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- осознания роли языка и речи в жизни людей;
- чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
- интереса к чтению, потребность в чтении;
- интереса к изучению языка;
- осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.
- понимания чувств одноклассников, учителей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- работать по предложенному учителем плану.
обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о
свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные УУД:
обучающийся научится:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
обучающийся получит возможность научиться:

–осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных
источниках литературы, рекомендуемых учителем.
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
обучающийся получит возможность научиться:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
–адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русский язык
с увлечением» к концу 1-го года обучения
обучающиеся научатся:
-распознавать гласные и согласные звуки в словах;
-выполнять пальчиковые упражнения;
-различать понятия: скороговорка, поговорка, загадка, пословица;
-составлять фигуры из палочек по образцу;
-уметь подбирать группы слов на заданные темы;
-запоминать и рассказывать на занятиях стихотворные строки, предлагаемые
учителем.
обучающиеся смогут научиться:
-играть в игры со словами и буквами;
-работать в группах и парах;
-приемам массажа ладони для развития мелкой моторики;
-разгадывать ребусы, подбирать рифмы;
-выполнять проектные работы под руководством учителя.
-применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- обобщать изученный материал;
-понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с
коллективом.

Учебно-тематическое планирование
№

Тема (раздел) программы

Количество часов

1.
2.
3.
4.

От звука к букве
Уроки речевого творчества
Мой алфавит
Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!»

32
28
4
2

п/п

Итого

66ч.

Содержание курса
Методические подходы в раскрытии тем соотносятся с возрастными особенностями и
потребностями обучающихся. На каждую букву алфавита подобран интересный материал:
весёлые стихотворения, чистоговорки, загадки, пословицы, скороговорки, рассказы, сказки,
песни, игровые упражнения, что позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение
для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Загадки развивают ум, смекалку, сообразительность, расширяют кругозор и
обогащают речь.
Скороговорки помогают выработке дикции. Над скороговорками дети работают в
виде игры «Снежный ком»: отчитывают по одному слову, каждый раз начиная сначала.
Пение красивых песен нравится детям и способствует быстрому и плавному чтению.
Рекомендуется петь песни на занятиях систематически. Во время пения песен на занятиях
дети обязательно следят пальчиком по тексту песни. Сначала у них не всегда будет получаться, но в дальнейшем пение песен станет любимым занятием.
Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с первыми
буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей или учителя. Постепенно к этой
работе начинают привлекаться остальные дети. Во время чтения текстов используются
специальные приёмы, направленные на развитие распределения, объёма внимания детей, их
памяти и призванные совершенствовать навык чтения, повышать уровень понимания
прочитанного. Всё это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, чем при использовании традиционных методов обучения.
Формы организации занятий: дидактические, ролевые и интеллектуальные игры,
игры-тренинги, творческие игры, разработка проектов, выпуск и оформление газет,
творческая работа, тематические вечера, конкурсы, олимпиады по русскому языку,
праздники, экскурсии. Данные формы занятий предусматривают внедрение современных
педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого
потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
В программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на
вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют
четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная.
Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить
эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя
приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя;
2 часть – рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют
различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые
способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой

моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание
других;
3 часть – завершающая.
Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление
положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания,
рефлексия.
Основной принцип нашей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется
через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные.
Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей,
задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение
с использованием терминологии предмета.
Виды игр:
-на развитие внимания и закрепления терминологии;
-игры-тренинги;
-игры-конкурсы (с делением на команды);
-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-интеллектуально-познавательные игры;
-интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке
должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-сказочные сюжеты уроков;
-сочинение своих сказок.
«От А до Я»
1.От звука к букве
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа
и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных
звуков. Деление слова на слоги. Определение места ударения. Различение звука и буквы.
Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю,
я.
2.Уроки речевого творчества
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. «Что такое
творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок,
фантастических историй. Словотворчество.). «Я и мое настроение» (Разговор о разных
чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского
«Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и
грустных рисунков.). «Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
3.Мой алфавит
Знаем русский алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный
порядок слов. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
4.Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!»
Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

Календарно-тематическое планирование, 1 “Б” класс.
№ п/п
Тема занятия

Кол-во
часов

План
дата

Раздел 1. «От звука к букве» (32 ч.)
Знакомство с книгой. Буква «А»
1
Буква «Б»
1

03.10.23

1
21
3

Буква «В»

1

10.10.23

4

Буква «Г»

1

12.10.23

5

Буква «Д»

1

17.10.23

6

Буква «Е» и «Ё»

2

19.10.23
24.10.23

7

Буква «Ж» и «Ш»

2

8

Буква «З»

1

26.10.23
07.11.23
09.11.23

9

Буква «И» и «Й»

2

10

Буква «К»

1

14.11.23
16.11.23
21.11.23

11

Буква «Л»

1

23.11.23

12

Буква «М»

1

28.11.23

13

«Мы все дети планеты»

2

14

Буква «Н»

1

30.11.23
05.12.23
07.12.23

15

Буква «О»

1

12.12.23

16

Буква «П»

1

14.12.23

17

«Уроки России», посвященные Дню 2
Конституции РФ.

19.12.23
21.12.23

18

Буква «Р»

1

26.12.23

19

Буква «С»

1

28.12.23

20

Буква «Т»

1

09.01.23

21

Буква «У»

1

11.01.23

22

Буква «Ф»

1

16.01.23

23

Буква «Х»

1

18.01.23

24

Буква «Ц»

1

23.01.23

25

Буква «Ч» и «Щ»

1

25.01.23

05.10.23

Факт
дата

Примечание

26

Буква «Ч» и «Щ»

27

Раздел 2. «Уроки
творчества» (28 ч).
Буква «ъ» и «ь»

1
речевого

30.01.23
01.02.23
06.02.23

2

28

Буква «ы»

2

08.02.23
13.02.23

29

Буква «Э»

2

15.02.23
27.02.23

30

Буква «Ю»

2

29.02.23
05.03.23

31

«Что такое творчество?»

2

07.03.23
12.03.23

32

Сочинение рассказов.

2

14.03.23
19.03.23

33

Сочинение чистоговорок.

2

21.03.23
28.03.23

34

Сочинение фантастических
историй.

2

02.04.23
04.04.23

35

Словотворчество.

2

36

«Я и мое настроение» (Разговор о
разных чувствах, веселом и
грустном настроении человека.

2

09.04.23
11.04.23
16.04.23
18.04.23

37

Беседа по рассказу В. Драгунского
«Заколдованная буква».
Сочинение на тему «Весело,
грустно».
Рисование веселых и грустных
рисунков.
«Мои летние каникулы». Сочинение
и рисование по данной теме.
Раздел 3. «Мой алфавит» (4 ч).
Книжка-малышка «Мой алфавит»

1

23.04.23

1

25.04.23

1

30.04.23

1

02.05.23

Знаем русский алфавит.

1

38
39
40
41
42

07.05.23
1
09.05.23

43

Правильное называние букв
русского алфавита.

1

14.05.23

44

Алфавитный порядок слов.

1

16.05.23

45

Раздел 4. «Итоговое занятие
«Спасибо, Азбука!» (2 ч).
«Итоговое занятие «Спасибо,
Азбука!»

46

«Итоговое занятие «Спасибо,
Азбука!»

21.05.23
1
1

23.05.23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».