ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основного общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №76"" городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Центр образования №76"" городского округа город Уфа Республики Башкортостан", разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Центр образования №76"" городского округа город Уфа Республики Башкортостан" начинается 01.09.2024 и заканчивается 23.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа. . Учебный план состоит из обязательной части Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Центр образования №76"" городского округа город Уфа Республики Башкортостан" языком обучения является русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. При изучении предметов информатика, технология, английский язык, родной язык, родная литература, государственный язык осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Центр образования №76"" городского округа город Уфа Республики Башкортостан". Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Русский язык и литература Учебный предмет/курс Русский язык Литература Родной язык и родная Родной язык и литература государственный язык республики Российской Федерации Родная литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и информатика Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно-научные История предметы Обществознание География Естественно-научные предметы Физика Химия Биология Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура и основы Физическая культура безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной Основы духовно-нравственной культуры народов России культуры народов России Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 5а 5б 6а Обязательная часть 5 5 5 3 3 3 2 2 2 Количество часов в неделю 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 5 3 2 4 2 2 4 2 2 3 2 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 1 3 5 0 0 0 0 2 0 1 0 0 1 0.5 0.5 2 2 0 1 3 5 0 0 0 0 2 0 1 0 0 1 0.5 0.5 2 2 0 1 3 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 0.5 0.5 2 2 0 1 3 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 0.5 0.5 2 2 0 1 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 0.5 0.5 2 2 0 1 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 0.5 0.5 2 2 0 1 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 0 0.5 1 1.5 1 1 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 0 0.5 1 1.5 1 1 2 0 3 2 0 1 2 1 2 3 2 2 0 0 1 2 1 1 2 0 3 2 0 1 2 1 2 3 2 2 0 0 1 2 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 29 29 34 986 29 29 34 986 30 30 34 1020 30 30 34 1020 32 32 34 1088 32 32 34 1088 33 33 34 1122 33 33 34 1122 33 33 34 1122 33 33 34 1122 План внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год разработан для 5-9 классов МАОУ «Центр образования № 76» в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г № 286 "Об утверждении ФГОС НОО" Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г № 287 "Об утверждении ФГОС ООО" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); ООП НОО, ООП ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г.№1/15. ООП НОО, ООП ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 18 марта 2022г.№1/22. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования». Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. Цель организации внеурочной деятельности - обеспечение соответствующей возрасту адаптации и социализации обучающихся в образовательной организации, создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся, учёт их возрастных и индивидуальных особенностей. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель организации внеурочной деятельности Центра образования — оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагог-психолог, старший вожатый и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОО, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Механизм конструирования оптимизационной модели: Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желани й, интересов. 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы и является системной и внесистемной: 1. Экскурсии; 2. Кружки; 3. Секции; 4. Конференции; 5. Ученическое научное общество; 6. Олимпиады; 7. Соревнования; 8. Конкурсы; 9. Фестивали; 10. Поисковые и научные исследования; 11. Общественно-полезные практики; 12. Научные клубы 13. Профессиональные проб Несистемная внеурочная деятельность не имеет расписания, занятия могут проводится как на территории МАОУ «Центр образования №76», так и за пределами. К несистемной внеурочной деятельности относятся: 1. Мир изобразительного искусства 2. Думаем, считаем, повторяем 3. Юные туристы 4. Я, ты, он, она. 5. Театр и мы. 6. Музыкальная вселенная. Планирование внеурочной деятельности С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности МАОУ «Центр образования № 76» предусмотрело часть, рекомендуемую для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). В вариативную часть плана внеурочной деятельности включено: 3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно исследовательской деятельности, исторического просвещения); 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»); 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей»). Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: —целесообразность использова ния данной формы для решения поставленных задач конкретного напра вления; —преобладание практико-ориентированных форм, обеспечи вающих непосредственное акти вное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллекти вной); —учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то и ли иное направление внеучебной деятельности; —использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ; План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Я. ты, он, она Основы программирования Естественно-научная грамотность Дружу со спортом Разговоры о важном Проектноисследовательская деятельность «Основы педагогики и психологии» Россия-мои горизонты Мир изобразительного искусства (несистемная) Музыкальная вселенная (несистемная) Думаем, считаем, повторяем (несистемная) Биология для всех Театр и мы (несистемная) Количество часов в неделю 7а 7б 0 0 1 1 5а 1 1 5б 1 1 6а 0 1 6б 0 1 8а 0 1 8б 0 1 9а 1 1 9б 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1.5 1 1 1.5 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0.5 0 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0.5 1 0 1 0 1 0 1 0 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 0 0 0 Семьеведение Читательская грамотность Основы риторики Юные туристы (несистемная) ИТОГО недельная нагрузка 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10