Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

№

Содержание
Общие положения
1.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с
задержкой психического развития адаптированной
образовательной программы
Система оценки достижения обучающимися с задержкой
психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы
2.
Содержательный раздел
Программа коррекционной работы
3.
Организационный раздел

Стр.
3

3.1

Учебный план основного общего образования

26-31

3.2

Годовой календарный график

31-33

3.3

Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы

33-35

1.1
1.2

1.3

2.1

3-9
9-11

12-14

15-25

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования (далее – АООП ООО) обучающихся с задержкой психического развития (далее –
ЗПР) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования
№ 76» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее МБОУ «Центр
образования № 76», центр образования) – это образовательная программа, адаптированная
для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
АООП ООО разработана и утверждена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС
ООО), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП
ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования.
Структура АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития
АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
АООП для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности
задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
На основе ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ создается АООП ООО обучающихся с
ЗПР, к которой при необходимости может быть создано несколько учебных планов, в том
числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп
или отдельных обучающихся с ЗПР.
Определение варианта АООП ООО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
(далее
ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой
психического развития МБОУ «Центр образования № 76» - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - детей с ЗПР определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с
задержкой психического развития с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательных отношений.
АООП для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
- Конституцией Российской Федерации (ст.43);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст.11 п.2,3; ст.12 п.5,7; ст.17 п.2; ст 18 п.1,2,4; ст.28 п 3
п.п.2,4,5,6,9,10,11,13,21,п.6; ст.25; ст.29, ст.30,ст.58);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
3

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
20.04.2021 N 63180);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи», зарегистрированного в
Минюсте России 18.12.2020, регистрационный номер №61573;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №
2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296
«Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;

- Письмом Министерства просвещения РФ от 27 августа 2021 № АБ-1362/07
«Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/2022 уч.
Году»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Уставом, программой развития МБОУ «Центр образования № 76» и иных
нормативных документов и локальных актов.
Данная программа предполагает, что обучающийся с ЗПР получит образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и в те же
сроки.
АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной
программы основного общего образования (далее - ООП ООО). Требования к структуре
АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения
соответствуют ФГОС ООО. Адаптация программы предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации
АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР
является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
педагога и психолога с учетом индивидуальных образовательных потребностей.
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает следующих основных задач:
•
решение формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
4

способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

•
достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
•
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением
преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
•
создание
благоприятных
условий
для
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
•
обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования;
•
обеспечение возможности получения дальнейшего образования, в том числе
и профессионального;
•
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием
системы работы клубов, секций, кружков внеурочной деятельности, проведение спортивных,
творческих и др. соревнований;
•
использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
•
предоставление
обучающимся
возможности
для
эффективной
самостоятельной работы.
Принципы и подходы к формированию АООП ООО обучающихся с ЗПР
В основу разработки и реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО обучающихся с
ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП ООО обучающихся с ЗПР, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается
на
теоретических
положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным
развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
5

областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование, но и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие
принципы:
• принципы
государственной
политики
РФ
в
области
образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
основного общего образования ориентировку на программу основного общего образования,
что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.

Особенности построения содержания образовательной программы
Требования к предметным результатам обучающихся с ЗПР в части итоговых
достижений к моменту завершения обучения на уровне основного общего образования
полностью соответствуют требованиям к предметным результатам для обучающихся по
основной образовательной программе, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору
содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей ребенка. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно
сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
Тематическое планирование по учебным предметам адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР
совпадает с соответствующим разделом примерной основной образовательной программы
основного общего образования и рабочими программами тех УМК, по которым ведется
6

обучение в образовательной организации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не только от характера
и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе)
нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико- педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого
по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ основного общего образования
обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся
в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача
разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы
возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП ООО могут
быть представлены следующим образом.

7

АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей
социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут
отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы
(ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут
отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно- моторной координации, фонетико-фонематического развития,
нейродинамики и др., но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между уровнями образования;
 получение основного общего образования в условиях образовательных
организаций общего адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной
работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы основного общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
8

индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
 обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

1.2.Планируемые результаты освоения АООП ООО
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно стать
полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ЗПР АООП ООО соответствуют ООП ООО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных
(жизненных)
компетенций,
необходимых для решения
практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся
с ЗПР в различных средах:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для
её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться
к учителю при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
9

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей
в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой
деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной
жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в жизненном пространстве и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в окружающем мире;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
в учении самостоятельно принимать решения, учиться делать выбор и на уровне
окончания основного общего образования принять решение о дальнейшем своем
трудоустройстве.
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию
как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и
недовольство, благодарность сочувствие и др.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.

способность к
осмыслению и
дифференциации
картины
мира ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
10

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса,
с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе
внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в
умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным
за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП ООО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП ООО
предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП ООО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

11

1.3.Система оценки достижений планируемых результатов
освоения АООП ООО
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и
педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
задержкой психического развития:
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
 адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с задержкой психического развития:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;

при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
 при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
12

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
АООП ООО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП ООО, осуществляется в полном
соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы опора делается на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной
работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной
динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими
характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность,
наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых
результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в
случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки
результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
целесообразно используется все три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная
диагностика.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения обучающегося на ступени основного общего образования.
При использовании данной формы мониторинга используется экспресс- диагностика
интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие
положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной
положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов
овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в
качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения
реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее
определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание
учебного года, окончание обучения на определенном уровне обучения), выступает оценка
достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения
обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная 13
организация с учетом типологических и

индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа
экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучал, кто
обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной
группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной
(жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи и близких. Основой
оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ
изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по
интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления)
степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не
только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося с согласия родителей (законных
представителей) направляют на повторное психолого-медико-педагогическое обследование
для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и
содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.

14

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных
предметов и курсов внеурочной деятельности. программа духовно- нравственного развития,
воспитания обучающихся с ЗПР, программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни. программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС ООО (смотреть
ООП ООО МБОУ «Центр образования № 76», утвержденную приказом директора от 31.08.2017 № 484
с изменениями и дополнениями).

Структура АООП ООО предполагает введение программы коррекционной работы.
Коррекционная работа реализуется при освоении содержания основной образовательной
программы в урочной и внеурочной деятельности. Учитель-предметник должен ставить и
решать коррекционно-развивающие задачи на каждом уроке и занятии внеурочной
деятельности. Коррекционная работа отражается в индивидуальном подходе, в
дифференциации заданий, в критериях оценки.
2.1.Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной
деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
специального сопровождения детей с ЗПР:

обучение в общеобразовательном классе по АООП;

обучение по индивидуальным программам с использованием
надомной и (или) дистанционной формы обучения;

организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения центра образования.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:

через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и
дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в
классе; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению);

в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в
форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая
коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально- психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям);

в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов,
родителей, обучающихся, ребенка с ЗПР (помощь в формировании адекватных
отношений между ребенком с ЗПР, одноклассниками, родителями, педагогами; работа по
профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе); степень
участия специалистов сопровождения центра образования варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания
комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в освоении ими ООП ООО,
15

коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
социальной адаптации.
Задачи программы:

своевременное выявление детей с ЗПР;

определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и
речевом развитии;

определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

создание условий, способствующих освоению рассматриваемой категории
обучающихся АООП ООО, их интеграции в центре образования;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей;

организация
индивидуально-ориентированного
коррекционно-развивающего
воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического
развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО;
 разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
 Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать
проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
 Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
то есть
единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность
действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе
всех участников образовательной деятельности.
 Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению.
 Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
 Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ
выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической
коррекции познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социальнопсихологических проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и
письма, необходимым направлением программы коррекционной работы является
медицинская
коррекция
и
абелитация
(лечебно-воспитательные
мероприятия,
16

медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение).

Этапы реализации программы коррекционной работы:
1.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей
развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
2.
Этап
планирования,
организации,
координации
(организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности
коррекционно-развивающей
направленности,
а
также
процесса
специального
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания,
развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных
условий и
выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
4.
Этап
регуляции
и
корректировки
(регулятивно-корректировочная
деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов
работы.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное
содержание:
·диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление характера и
интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
социально-психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
·коррекционно-развивающая
работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных
учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
·консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
·информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
17

Диагностическая работа

Направлен
ие работы

Основное содержание

Исполнители

1. выявление особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
при освоении основной образовательной программы
основного общего образования;
2. разработка
индивидуального
образовательного
маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного
учреждения;
3. проведение
комплексной
социально-психологопедагогической диагностики нарушений в психическом и
(или) физическом развитии обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
4. определение уровня актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей;
5. изучение
развития
эмоционально-волевой,
познавательной, речевой сфер и личностных особенностей
обучающихся;
6. изучение социальной ситуации развития и условий
семейного воспитания ребёнка;
7. изучение адаптивных возможностей и уровня
социализации ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья;
8. системный разносторонний контроль за уровнем и
динамикой
развития
ребёнка
с
ограниченными
возможностями здоровья (мониторинг
динамики
развития,
успешности
освоения образовательных
программ основного общего образования).

18

зам. директора по
УВР,
педагогпсихолог,
учительлогопед

Коррекционно-развивающая работа
Консультативная работа

1. реализация
комплексного
индивидуально
ориентированного социально-психолого-педагогического в
условиях образовательного процесса обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с учётом
особенностей психофизического развития;
2. выбор оптимальных для развития ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучения в
соответствии
с
его
особыми
образовательными
потребностями;
3. организация и проведение индивидуальных и
групповых
коррекционно-развивающих
занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения;
4. коррекция и развитие высших психических функций,
эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
5. развитие универсальных учебных действий в
соответствии
с
требованиями
основного
общего
образования;
6. развитие и укрепление зрелых личностных
установок, формирование адекватных форм утверждения
самостоятельности, личностной автономии;
7. формирование способов регуляции поведения и
эмоциональных состояний;
8. развитие форм и навыков личностного общения в
группе сверстников, коммуникативной компетенции;
9. развитие
компетенций,
необходимых
для
продолжения
образования
и
профессионального
самоопределения;
10.
формирование
навыков
получения
и
использования
информации
(на
основе
ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и
адаптации в реальных жизненных условиях;
11.
социальная защита ребёнка в случаях
неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
1. выработка совместных обоснованных рекомендаций
по основным направлениям работы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
2. консультирование специалистами педагогов по
выбору индивидуально ориентированных методов и
приёмов работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья;
3. консультативная помощь семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
4. консультационная
поддержка
и
помощь,
направленные на содействие свободному и осознанному
выбору обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья профессии, формы и места обучения в
соответствии
с
профессиональными
интересами,
индивидуальными
способностями
и
психофизиологическими особенностями.
19

зам. директора по
УВР
учительлогопед
педагогпсихолог

зам. директора по
УВР
педагог- психолог

План реализации программы коррекционной работы
Цель

Содержание
деятельности

Формы и
методы
работы
Диагностическое направление

Своевременное
выявление
детей,
нуждающихся в
специализированной
помощи,
определение
характера и объема
затруднений в
освоении
конкретными
обучающимися
образовательно
й
программы

Сроки

Ответственный

Выявления
обучающихся с
особыми
образовательными
потребностями

Стартовая
психолого
- медикопедагогическа
я диагностика

Сентябрь

Специалисты:
педагогпсихолог,
социальный
педагог

Направление на
ПМПК

Подготовка
необходимой
документаци
и

Сентябрь,
май и/или
по
необходимо
сти

Специалисты,
учителя,
ведущие
коррекционные
занятия,
классный
руководитель

Мониторинг
динамики
развития
обучающихся,
успешности
освоения
программы
обучения

Анализ
результатов
деятельности
обучающихся,
успеваемости

По итогам
триместров

Специалисты,

Проектирование и
корректировка
коррекционных
мероприятий

Анализ
результатов
исследовани
я

Сентябрь,
Специалисты,
май и/или
учителя
по
необходимо
сти

учителя,
классный
руководитель

Коррекционно-развивающее направление
Обеспечение
своевременной
специализированной
помощи в освоении
содержания
образования и
коррекции
недостатков в
познавательной и
эмоциональноличностной сфере
детей с ЗПР

Выбор и
разработка
оптимальных для
развития ребенка
с ЗПР
коррекционных
программ,
методик и
приемов обучения
в соответствии с
его
образовательными
потребностями

Программа
Сентябрь
сопровождения
(перечень курсов
коррекционноразвивающей
области)

20

Специалисты,
учителя

Организация и
Программы
проведение
занятий
специалистами
индивидуальных и
групповых
коррекционноразвивающих
занятий,
необходимых для
преодоления
нарушений
развития и
трудностей
обучения

Сентябрь

Специалисты,
учителя

Системное

В течение
года

Специалисты,

В течение
года

Специалисты,

Консультирование По запросам
специалистами
педагогов по
выбору
индивидуально
ориентированных
методов и приемов
работы с
обучающимся с
ограниченными
возможностями

В течение
учебного
года
согласно
графику
консультац
ий

Специалисты,
учителя

Консультативная
помощь семье по
выбору стратегии

В течение
учебного
года

Специалисты,
учителя

Занятия

воздействие на
учебнопознавательную
деятельность
ребенка в
динамики
образовательного
процесса
Развитие

Занятия,

эмоциональнонаблюдения
волевой и
личностной сферы
ребенка и
психокоррекция
его поведения

учителя

учителя

Консультативное направление
Обеспечение
непрерывности
специального
индивидуального
сопровождения
детей с ЗПР и их
семей по
вопросам
реализации
дифференцирован
ных психологопедагогических
условий
обучения,
воспитания,

Беседы с
родителями
21

коррекции,
развития и
социализации
обучающихся

воспитания и
приемов
коррекционного
обучения ребёнка
с ограниченными
возможностями
здоровья
Дать
рекомендации
обучающимся с
ЗПР по выбору
стратегии
обучения и
поведения, исходя
из своих
индивидуальнотипологических
особенностей

(законными
Представителям
и) обучающихся

согласно
графику
консультац
ий

Консультирование В течение
года
обучающихся с
ЗПР

Специалисты,
учителя

Информационно-просветительское направление
Организация
информацио
ннопросветительс
кой
деятельности
по вопросам
образования со
всеми
участниками
образовательного
процесса

Тематические
выступления для
педагогов,
родителей
(законных
представителей),
обучающихся

Беседы,
тематические
выступления на

В течение
учебного
года по
запросам

Специалисты,
учителя

родительских
собраниях, МО,
ПС, сайт,

информационные
стенды,
печатные
материалы
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ОВЗ в центре образования обеспечивается
наличием в специалистов (педагога- психолога, социального педагога) и школьного
психолого –медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк), которые входят в его
постоянный состав. ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов.
Персональный состав ПМПк ежегодно утверждается приказом директора.
Основные требования к условиям реализации программы:


психолого-педагогическое обеспечение;
22



программно-методическое обеспечение;



кадровое обеспечение;



материально-техническое обеспечение;



информационное обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;



обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);

обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);



обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.


Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:

адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего
образования,

коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, в случаях обучения детей с
выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному
учебному плану - использование адаптированных общеобразовательных программ.

Кадровое обеспечение
23

Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей
квалификации, имеющими
специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание центра образования введены ставки педагога- психолога,
социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива
центра образования. Для этого обеспечено повышение квалификации работников
образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально- технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здание и помещения центра образования,
организацию их пребывания, обучения в центре образования (архитектурная среда для
обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды центра образования:


наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом;



наличие кабинета для консультаций с социальным педагогом.

Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Механизмы реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
 комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
 многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
 составление индивидуальных планов общего образования и коррекции отдельных
сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует
обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
 сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
24

 сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными
структурами,
прежде
всего
с
общественными
объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья;
 сотрудничество с родительской общественностью.

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
25

3.1.Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС ООО, распределение учебных часов - учебному плану ООП ООО.
Коррекционная работа реализуется при освоении содержания основной образовательной
программы в урочной деятельности. Учитель-предметник должен ставить и решать
коррекционно-развивающие задачи на каждом уроке.
Учебные планы основного общего образования
МБОУ «Центр образования № 76» на 2021-2022 учебный год
Учебный план для V классов
Учебный план (недельный) основного общего образования
Предметные области

Русский язык и
литература

Обязательная часть ООП ООО

Родной язык и родная
литература

Иностранные языки

Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Учебные предметы

Русский язык
Литература
Родной (русский) язык
Родной (татарский) язык
Родной (башкирский) язык
Родная (русская) литература
Родная (татарская) литература
Родная (башкирская)
литература
Иностранный (английский)
язык
Второй иностранный
(немецкий) язык
Математика

Количество часов
в неделю/ классы
5а
5
б
4
4
2
2
1
1

Всего
часов
8
4
2

1

1

2

2

2

4

1

1

2

5

5

История России. Всеобщая
история
География
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Биология

2

2

4

1
1

1
1

2
2

1

1

2

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура

1
1
1
2

1
1
1
2

2
2
2
4

Итого:

26

26

26

10

52

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Иностранный (английский) язык
1
1
Обществознание
1
1
Башкирский язык как государственный язык
1
Республики Башкортостан
1
История и культура родного края
Итого:
3
3
Максимально допустимая аудиторная
недельная нагрузка при 5-дневной учебной 29
29
58
неделе

2
2
2
6

Учебный план для VI классов
Учебный план (недельный) основного общего образования

Предметные
области

Учебные предметы

Обязательная часть ООП ООО

Русский язык и
литература

Русский язык
Литература
Родной язык и
Родной (русский) язык
родная литература Родной (татарский) язык
Родной (башкирский) язык
Родная (русская) литература
Родная (татарская) литература
Родная (башкирская)
литература
Иностранные
Иностранный (английский)
языки
язык
Второй иностранный
(немецкий) язык
Математика и
Математика
информатика
ОбщественноИстория России. Всеобщая
научные
история
предметы
Обществознание
География
Естественнонаучн Биология
ые предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельност
и

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура

27

Количество часов в
неделю/классы
6а
6б
4
4
2
2
1
1

Всего
часов
8
4
2

1

1

2

2

2

4

1

1

2

5

5

2

2

4

1
1
1

1
1
1

2
2
2

1
1
2
2

1
1
1
2

2
2
3
4

10

Итого:

27

53
26
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика
1
Иностранный (английский) язык
1
1
Наглядная геометрия
1
1
Башкирский язык как
государственный язык Республики
1
1
Башкортостан
История и культура родного края
Итого:
3
4
Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка при 5- 30
дневной учебной неделе

1
2
2
2
7

30
60

Учебный план для VII классов
Учебный план (недельный) основного общего образования

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и
литература

Русский язык

Родной язык и родная
литература

Иностранные языки

Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы

Естественнонаучные

Литература
Родной (русский) язык
Родной (татарский) язык
Родной (башкирский) язык
Родная (русская)
литература
Родная (татарская)
литература
Родная (башкирская)
литература
Иностранный
(английский) язык
Второй иностранный
(немецкий) язык
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
28

Всего
Количество
часов
часов в
неделю/классы
7а 7б
3
3

6

2
1

2
1

4
2

1

1

2

2

2

4

1

1

2

3
2
1
2

3
2
1
2

6
4
2
4

1
2
2

1
2
2

2
4
4

О
б
я
з
а
т
е
л
ь
н
а
я

предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

1
1
1

1
1
1

2
2
2

1
2

1
2

2
4

ч
а
с
т
ь
О
О
П
О
О
О
Итого:

29

Русский язык
Иностранный (английский) язык
Башкирский язык как
государственный язык Республики
Башкортостан
История и
культура родного края

1
1

1
1

2
2

1

1

2

Итого:

3

3

6

58

Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений

29

Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка при 5- 32
дневной учебной неделе

32

64

Учебный план для VIII классов
Учебный план (недельный) основного общего образования

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и
литература

Русский язык
Литература
Родной (русский) язык
Родной (татарский) язык

Родной язык и родная
литература

29

Количество часов в
неделю/классы
8а 8б
3
3
2
2
1
1

Всего
часов
6
4
2

О
б
я
з
а
т
е
л
ь
н
а
я
ч
а
с
т
ь
О
О
П
О
О
О

Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы

Естественнонаучные
предметы
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Родной (башкирский) язык
Родная (русская) литература
Родная (татарская)
литература
Родная (башкирская)
литература
Иностранный (английский)
язык
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Технология
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура

1

2

2

2

4

3
2
1
2

3
2
1
2

6
4
2
4

1
2
2
2
2
1
1

1
2
2
2
2
1
1

2
4
4
4
4
2
2

2
30
1
1

Итого:
Часть,
формируемая
участниками
образователь
ных
отношений

1

Литература
Иностранный (английский) язык
Башкирский язык как государственный
язык Республики Башкортостан
История и культура родного края
Итого:

Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка при 5- 33
дневной учебной неделе

2
30

4
60

1
1

2
2

1

1

2

3

3

6

33

66

Учебный план для IX классов

Обяз

Учебный план (недельный) основного общего образования

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и
литература

Русский язык
Литература
Родной (русский) язык
Родной (татарский) язык
30

Родной язык и родная
литература

Количество
часов в неделю/
классы
9а 9б
4
4
3
3
1
1

Всего
часов
8
6
2

ате
льн
ая
час
ть
ОО
П
ОО
О

Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы

Естественнонаучные
предметы
Физическая культура
и основы
безопасности
жизнедеятельности

Родной (башкирский) язык
Родная (русская) литература
Родная (татарская)
литература
Родная (башкирская)
литература
Иностранный (английский)
язык
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Физическая культура

Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений

Итого:

Иностранный (английский) язык
Обществознание
Башкирский язык как
государственный язык Республики
Башкортостан
История и культура родного края
Итого:

недельная

Максимально допустимая аудиторная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе 33

1

1

2

2

2

4

3
2
1
2

3
2
1
2

6
4
2
4

1
2
2
2
2
2

1
2
2
2
2
2

2
4
4
4
4
4

30
1
1

30

60
1
1

2
2

1

1

2

3

3
33

3.2.Годовой календарный график
Годовой календарный график МБОУ «Центр образования № 76»
на 2021-2022 учебный год
Основное общее образование.
1. Календарные периоды учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 1 сентября 2021 г.
1.2. Дата окончания учебного года (5–8-й класс): 31 мая 2022 г.;
1.3. Дата окончания учебного года (9-й класс): 25 мая 2022 г.
1.4. Продолжительность учебного года:
– 5–8-й класс – 35 недель;
– 9-й класс – 34 недели без учета государственной итоговой аттестации (ГИА).
31

6

66

2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебных занятий по триместрам в учебных неделях и учебных
днях
5–8-й класс
Учебный период

Дата
Начал
о

I триместр
01.09.2021
II триместр
01.12.2021
III триместр
01.03.2022
Итого в учебном году
9-й класс
Учебный период
Дата
Начало

Окон
чание
30.11.2021
28.02.2022
31.05.2022

Окончание

I триместр
01.09.2021
30.11.2021
II триместр
01.12.2021
28.02.2022
III триместр
01.03.2022
25.05.2022
Итого в учебном году без учета ГИА

Продолжительность
Количеств
Количеств
о учебных
о рабочих дней
недель
12
58
11
52
12
58
35
168
Продолжительность
Количеств
Количеств
о учебных недель о рабочих дней
12
58
11
52
11
54
34
164

*

Сроки проведения ГИА обучающихся устанавливает Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки (Рособрнадзор).

2.2. Продолжительность каникул, праздничных и выходных дней
5–8-й класс
Каникулярный период
Дата
Продолжительность
каникул, праздничных и
Начало
Окончание
выходных дней в
календарных днях
Осенние каникулы
29.10.2021
05.11.2021
8
Зимние каникулы
31.12.2021
14.01.2022
15
Весенние каникулы
28.03.2022
03.04.2022
7
Летние каникулы
01.06.2022
31.08.2022
92
Праздничные дни
5
Выходные дни
70
Итого
197
9-й класс
Каникулярный период
Дата
Продолжительность
каникул, праздничных и
Начало
Окончание
выходных дней в
календарных днях
Осенние каникулы
29.10.2021
05.11.2021
8
Зимние каникулы
31.12.2021
14.01.2022
15
Весенние каникулы
28.03.2022
03.04.2022
7
Летние каникулы
26.05.2022
31.08.2022
98
Праздничные дни
5
Выходные дни
68
Итого с учетом ГИА
201
*
Для обучающихся 9-х классов учебный год завершается в соответствии с расписанием
ГИА. В календарном учебном графике период определен примерно.
3. Режим работы образовательной организации
32

Период учебной деятельности
5–9-й класс
Учебная неделя (дней)
5 дней
Урок (минут)
40 минут
Перерыв (минут)
5–20 минут
Периодичность промежуточной аттестации
По триместрам
4. Распределение образовательной недельной нагрузки
Образовательная
Недельная нагрузка (5-дневная учебная неделя)
деятельность
в академических часах
5-е
6-е
7-е
8-е
9-е
классы
классы
классы
классы
классы
Урочная
29
30
32
33
33
Внеурочная
8
8
8
8
9

3.3.Условия реализации программы
Образовательные технологии, используемые в учебном процессе
Современные
образовательные
технологии
способствуют
созданию
благоприятных условий для проявления творческих способностей, раскрытию
личностного потенциала каждого учащегося. Для реализации АООП ООО ЗПР
используются следующие технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-проектные методы обучения;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых,
деловых и других видов обучающих игр;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология учебного исследования;
- технология развивающего обучения;
-технология разноуровневого обучения.
В связи с использованием современных образовательных технологий
возрастают требования к профессионализму учителей школы. Педагоги, работающие
по адаптированным образовательным программам, в системе повышают свое
педагогическое мастерство и осваивают новые технологии.
Кадровые условия
В центре образования работают педагог-психолог, социальный педагог.
Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве с инспектором
по делам несовершеннолетних Управления общественной безопасности и
профилактики правонарушений несовершеннолетних по Орджоникидзевскому району
г. Уфы, отделом социальной защиты населения, комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав администрации Орджоникидзевского района г.
Уфы, которые вместе с педагогами центра образования проводят профилактическую
работу с учащимися и их родителями, что позволяет сохранить контингент учащихся.
МБОУ «Центр образования № 76» сотрудничает с ГБУ РБ Республиканский центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Северная зональная
психолого-медико-педагогическая комиссия».
Педагоги, которые реализуют программу коррекционной работы АООП ООО
обучающихся с ЗПР, имеют соответствующее образование. Все специалисты и
33

учителя
прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного
образования, подтвержденные удостоверением о повышении квалификации
установленного образца.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые
формы реализации программы коррекционной работы.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Материально-технические условия
Школа располагается в двухэтажном здании постройки 1950 г. Для организации
образовательного процесса МБОУ «Центр образования № 76» располагает помещениями
общей площадью 6290 кв. м., что позволяет обучать 500 учащихся. Пришкольная территория
заасфальтирована. На территории есть оборудованная спортивная площадка.
Воздушно-тепловой режим соблюдается, нормы освещенности не нарушаются,
санитарно-гигиенические требования выполняются в полном объеме. Библиотека
расположена на 1 этаже. В ней имеется: небольшой читальный зал, место для приема и выдачи
литературы, место для работы с каталогами, фонды открытого доступа и закрытого хранения.
Помещение школьной столовой рассчитано на единовременное обслуживание 100 чел. – в
обеденном зале. Приготовление пищи происходит в специально оборудованном кухонном
блоке. Перед столовым залом установлены умывальники.
Образовательный процесс осуществляется по кабинетной системе, которая
обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленных учебных помещениях,
оснащенных в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта
оборудованием (в т.ч. средствами ИКТ), наглядными пособиями, раздаточным материалом.
При кабинетах химии, физики, спортзале имеются лаборантские. Классные комнаты
оборудованы ученическими столами и стульями в соответствии с ростом учащихся,
состоянием зрения и слуха. Соблюдены размеры проходов и расстояния между предметами
оборудования. Закуплена новая ученическая мебель, переоборудованы все рабочие места
учителей, обновляется и дополняется медиа- и видеотехника, обновляется и пополняется
библиотечный фонд, программно-информационное обеспечение, оснащён лицензированный
медицинский кабинет. Имеется интернет-линия, все кабинеты соединены в локальную сеть с
выходом в интернет, разработан собственный сайт.
Для ведения образовательного процесса по образовательным программам в центре
образования имеются:
19 учебных кабинетов, оснащенных необходимыми ТСО, методической
литературой и дидактическим материалом;
1 компьютерный класс с общей численностью компьютеров 12 шт.;
спортивный зал, оборудованный современными спортивными снарядами;
музейная инсталляция;
лицензированный медицинский кабинет, процедурный кабинет, оснащенные в
соответствии с требованиями;
оборудованный кабинет педагога-психолога;
кабинет социального педагога.
Созданы технические условия в рамках программы «Доступная среда».
В рамках ЦО учителей-предметников на заседаниях рассматриваются различные
вопросы реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР, работа по самообразованию
педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности
34

учебно-воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей, в рамках которых учителя дают
открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностноориентированного, деятельностного,
дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический
кабинет с
рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим
планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам
коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная
модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать
участие все
педагогические работники учреждения (учителя, учитель-дефектолог, социальный педагог,
педагог- психолог, учитель-логопед и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.

Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП ООО размещаются на
сайте МБОУ «Центр образования № 76»; рассматриваются в ежегодном публичном отчете
центра образования; являются обязательными вопросами на проводимых в течение года
общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных
родительских собраниях.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 13.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (000)0000000

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».