2023-2024 РП Занимательная математика Рабочая программа по математике 4А кл(платные уроки)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр
образования № 76» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Согласовано
На заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №1 от 28.08. 2023 г
Руководитель МО
_________/ Кайбышева Е.В./

Утверждено приказом
директора МАОУ
«Центр образования № 76»
__________Чугаева О.А.
№506 от 31.08.2023г.

Дополнительная образовательная программа по математике
для обучающихся 4А класса
по теме:
«Занимательная математика»

Составила:
учитель начальных классов
Закирова Гульнара Кимовна
.

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у
школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств
мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в
современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого
материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов
соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети
практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют
детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения
носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к
мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
• расширение кругозора учащихся в различных областях математики;
• развитие речи;
• умелое использование символики;
• правильное применение математической терминологии;
• умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
• умение делать доступные выводы и обобщения;
• умение обосновывать свои мысли.
Принципы программы.
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать
интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии
помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,
во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах
по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 30 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные методы.
1.Словесный метод:
• Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа,
обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
• словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
• Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
• Тренировочные упражнения;
• практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
• Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
• Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
•
Формы занятий.
Основными формами образовательного процесса являются:
− практико-ориентированные учебные занятия;
− творческие мастерские;
− тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты
• Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера.
• Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека.
• Воспитание чувства справедливости, ответственности.
• Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты
• Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных
и пространственных отношений.

• Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
• Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
• Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Универсальные учебные действия
• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
• Анализировать правила игры.
• Действовать в соответствии с заданными правилами.
• Включаться в групповую работу.
• Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы.
1. Математика – царица наук.
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым
материалом.
2. Как люди научились считать.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий,
связанных со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов
решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание».
5. Упражнения с многозначными числами.
Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в
несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Упражнения с многозначными числами.
Решение примеров с многозначными числами на сложение, вычитание. Решение примеров в
несколько действий.
8. Решение ребусов и логических задач.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на
математическом уровне.
9. Загадки- смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
10. Решение логических задач.
Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение
логических задач.

Календарно - тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема занятия
Вводное занятие «Математика – царица наук».
Как люди научились считать.
Как люди научились считать.
Интересные приемы устного счёта.
Интересные приемы устного счёта.
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения с многозначными числами.
Упражнения с многозначными числами.
Учимся отгадывать ребусы.
Учимся отгадывать ребусы.
Учимся отгадывать ребусы.
Упражнения с многозначными числами.
Упражнения с многозначными числами.
Упражнения с многозначными числами.
Упражнения с многозначными числами.
Решение ребусов и логических задач.
Решение ребусов и логических задач.
Решение ребусов и логических задач.
Решение ребусов и логических задач.
Загадки- смекалки.
Загадки- смекалки.
Загадки- смекалки.
Решение логических задач.
Решение логических задач.
Решение логических задач.
Решение логических задач.
Заключительное занятие

Количество
часов

Дата

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

20.09
27.09
04.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
06.03
13.03
20.03
03.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05

Список литературы
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2022
2. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб.
и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2020
3. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
4. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2018
5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2018


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».