Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 76» городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР _________________ ________/Молчанова А. Ю./ приказом директора МАОУ Центр образования № 76» Протокол № 1 «___»____________2023г. от 31.08.2023 г. № 506 _______О.А. Чугаева от «28» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 А,Б КЛАССА «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» Составила: учитель русского языка и литературы Шаяхметова Г.И. РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей гуманитарных дисциплин Протокол №____ от «___»________ 20_ г. Руководитель МО ____________ /_________________/ 2023-2024 учебный год г. Уфа Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса, имеющих низкую учебную мотивацию, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данная программа осуществляется в качестве дополнительных и индивидуальных занятий с обучающимися 8 класса. Цель программы: - создание условий для целостной, систематической работы с учащимися 8 класса, имеющими низкую учебную мотивацию, повышение их уровня обученности и обучаемости, защита прав учащихся, создание благоприятного микроклимата класса. Задачи программы: - создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся 8 класса с низкими учебными возможностями, освоение программы; - обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха; - формировать позитивную учебную мотивацию; - реализовать дифференцированный подход в педагогическом общении и деятельности на уроке и во внеклассной работе; - сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации; - составить индивидуальную программу для слабоуспевающих учащихся с учетом пробелов знаний и личностных особенностей; - отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся. Требования к знаниям, умениям и навыкам слабоуспевающих учащихся по русскому языку за курс 8-ого класса. Ожидаемые результаты: - формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися; - расширение образовательных возможностей слабоуспевающих учащихся; -повышение уровня успеваемости и качества обучения слабоуспевающих учащихся; - формирование ответственного отношения учащихся к учебному предмету; - разработка учебно-методического обеспечения реализации программы: планов, рекомендаций, дидактического материала. К концу 8 класса у учащихся должны быть сформированы следующие знания и умения: - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью; - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; - находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания. - ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми; - находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор. 2 - определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты. Писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5-8 классах. Перечень учебно-методического обеспечения Основной учебник: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. М. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2019г. Дополнительные пособия для учителя и учащихся: 1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2018 2. Мультимедийная поддержка уроков 3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2017. 4. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 2009. 5. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы/ Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 1991. 6. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи/ И. В. Кусмарская, А.К. Руденко. – М.: Аквариум ЛТД, 2001 7. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей. Под редакцией Бабанского Ю.К. Ростов-на-Дону, 1989 3 Календарно - тематическое планирование № п/п 1 2 Тема урока Количес Формы и виды тво деятельности часов на уроке Повторение изученного в 6 -7 классах Знаки препинания: знаки 1 Беседа, завершения, разделения, индивидуальные выделения задания Буквы н, нн в суффиксах 1 Беседа, прилагательных, причастий и индивидуальные наречий . Слитное и раздельное задания написание не с разными частями речи Дата проведения план факт Синтаксис и пунктуация 3 Основные единицы синтаксиса. 1 4 Синтаксические связи слов в словосочетании. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) Синтаксический разбор словосочетания 1 5 6 7 Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения Подлежащее. Сказуемое Беседа, работа с учебником Индивидуальные задания Самостоятельная работа, индивидуальные задания Предложение 1 1 Беседа, работа с текстами 1 Беседа, работа с текстами Двусоставные предложения 8 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое 1 Беседа, работа с текстами 9 Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое 1 Беседа, работа с текстами Беседа, работа с текстами 10 1 4 11 Тире между подлежащим и сказуемым 12 Дополнение. Трудные случаи выражения дополнений. 13 Определение 14 Приложение. Знаки препинания при нем Обстоятельство. Основные виды обстоятельств 15 Беседа, индивидуальные задания, работа с текстами Второстепенные члены предложения 16 Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» 17 Главный член односоставного предложения. Назывное предложение 18 Определённо-личные предложения 19 Неопределённо-личные предложения 20 Безличные предложения 21 Неполные предложения 22 Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым» 1 Работа с карточками, индивидуальные задания. 1 Беседа, индивидуальные задания, работа с текстами 1 Беседа, работа с учебником 1 Беседа, индивидуальные задания, работа с текстами 1 Беседа, индивидуальные задания, работа с текстами Односоставные предложения 1 Беседа, индивидуальные задания, работа с текстами 1 Объяснительный диктант, беседа, упражнения 1 Объяснительный диктант, беседа, упражнения 1 Объяснительный диктант, беседа, упражнения 1 Работа с художественным и текстами 1 Тренинг, контрольные вопросы, 1 5 индивидуальные задания 23 24 25 26 27 Предложения с однородными членами Понятие об осложненном 1 Работа с предложении. Понятие об текстами, однородных членах индивидуальные предложения задания Однородные члены 1 Работа с предложения, связанные только текстами, перечислительной интонацией, индивидуальные и пунктуация при них задания Однородные и неоднородные 1 Работа с определения текстами, упражнения Однородные члены, связанные 1 Работа с сочинительными союзами, и текстами, пунктуация при них упражнения, опорные схемы Обобщающие слова при 1 Работа с однородных членах и знаки текстами, препинания при них проблемные задания, упражнения, опорные схемы Обособленные члены предложения Обособленные определения, выраженные причастным оборотом Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства 1 31 Обособленные уточняющие члены предложения 1 32 Вводные слова и знаки препинания при них 1 28 29 30 1 1 Работа с текстами, упражнения Тренинг, тест, индивидуальные задания Индивидуальные задания, работа с текстами, опорные схемы Индивидуальные задания, упражнения, опорные схемы Выборочная работа с 6 33 34 35 текстами художественных произведений, упражнения Междометия в предложении 1 Упражнения, тренинг, практикум Чужая речь Прямая и косвенная речь 1 Упражнения, тренинг, практикум Цитата и знаки препинания при 1 Тренинг, них выборочная работа с текстами 7