Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 76»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
на заседании МО учителей
Заместитель директора по УВР
_________________
________/Молчанова А. Ю./
приказом директора МАОУ
Центр образования № 76»
Протокол № 1
«___»____________2023г.
от 31.08.2023 г. № 506
_______О.А. Чугаева
от «28» августа 2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 А,Б КЛАССА
«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Составила:
учитель русского языка и литературы
Шаяхметова Г.И.
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от «___»________ 20_ г.
Руководитель МО
____________ /_________________/
2023-2024 учебный год
г. Уфа
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса, имеющих низкую
учебную мотивацию, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данная программа
осуществляется в качестве дополнительных и индивидуальных занятий с обучающимися 8
класса.
Цель программы:
- создание условий для целостной, систематической работы с учащимися 8 класса, имеющими
низкую учебную мотивацию, повышение их уровня обученности и обучаемости, защита прав
учащихся, создание благоприятного микроклимата класса.
Задачи программы:
- создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся 8 класса с
низкими учебными возможностями, освоение программы;
- обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха;
- формировать позитивную учебную мотивацию;
- реализовать дифференцированный подход в педагогическом общении и деятельности
на уроке и во внеклассной работе;
- сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими
возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации;
- составить индивидуальную программу для слабоуспевающих учащихся с учетом
пробелов знаний и личностных особенностей;
- отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам слабоуспевающих учащихся
по русскому языку за курс 8-ого класса.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися;
- расширение образовательных возможностей слабоуспевающих учащихся;
-повышение уровня успеваемости и качества обучения слабоуспевающих учащихся;
- формирование ответственного отношения учащихся к учебному предмету;
- разработка учебно-методического обеспечения реализации программы: планов, рекомендаций,
дидактического материала.
К концу 8 класса у учащихся должны быть сформированы следующие знания и умения:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных
предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные
однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками
препинания.
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при
обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой
и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и
предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор.
2
- определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты.
Писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
предложениях в соответствии с изученными правилами.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их
выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять
орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами,
изученными в 5-8 классах.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основной учебник: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ С.
Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. М. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2019г.
Дополнительные пособия для учителя и учащихся:
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.:
Просвещение, 2018
2. Мультимедийная поддержка уроков
3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А.
Богданова – М.: Просвещение, 2017.
4. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/
А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 2009.
5. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для
учителя: Из опыта работы/ Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 1991.
6. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи/ И. В. Кусмарская,
А.К. Руденко. – М.: Аквариум ЛТД, 2001
7. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей. Под редакцией
Бабанского Ю.К. Ростов-на-Дону, 1989
3
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
1
2
Тема урока
Количес Формы и виды
тво
деятельности
часов
на уроке
Повторение изученного в 6 -7 классах
Знаки препинания: знаки
1
Беседа,
завершения, разделения,
индивидуальные
выделения
задания
Буквы н, нн в суффиксах
1
Беседа,
прилагательных, причастий и
индивидуальные
наречий . Слитное и раздельное
задания
написание не с разными
частями речи
Дата
проведения
план
факт
Синтаксис и пунктуация
3
Основные единицы синтаксиса.
1
4
Синтаксические связи слов в
словосочетании. Виды
подчинительной связи
(согласование, управление,
примыкание)
Синтаксический разбор
словосочетания
1
5
6
7
Простое предложение.
Грамматическая
(предикативная) основа
предложения
Подлежащее. Сказуемое
Беседа, работа с
учебником
Индивидуальные
задания
Самостоятельная
работа,
индивидуальные
задания
Предложение
1
1
Беседа, работа с
текстами
1
Беседа, работа с
текстами
Двусоставные предложения
8
Сказуемое. Простое глагольное
сказуемое
1
Беседа, работа с
текстами
9
Составное глагольное
сказуемое
Составное именное сказуемое
1
Беседа, работа с
текстами
Беседа, работа с
текстами
10
1
4
11
Тире между подлежащим и
сказуемым
12
Дополнение. Трудные случаи
выражения дополнений.
13
Определение
14
Приложение. Знаки препинания
при нем
Обстоятельство. Основные
виды обстоятельств
15
Беседа,
индивидуальные
задания, работа с
текстами
Второстепенные члены предложения
16
Закрепление темы
«Второстепенные члены
предложения»
17
Главный член односоставного
предложения. Назывное
предложение
18
Определённо-личные
предложения
19
Неопределённо-личные
предложения
20
Безличные предложения
21
Неполные предложения
22
Закрепление темы
«Односоставные предложения с
главным членом - сказуемым»
1
Работа с
карточками,
индивидуальные
задания.
1
Беседа,
индивидуальные
задания, работа с
текстами
1
Беседа, работа с
учебником
1
Беседа,
индивидуальные
задания, работа с
текстами
1
Беседа,
индивидуальные
задания, работа с
текстами
Односоставные предложения
1
Беседа,
индивидуальные
задания, работа с
текстами
1
Объяснительный
диктант, беседа,
упражнения
1
Объяснительный
диктант, беседа,
упражнения
1
Объяснительный
диктант, беседа,
упражнения
1
Работа с
художественным
и текстами
1
Тренинг,
контрольные
вопросы,
1
5
индивидуальные
задания
23
24
25
26
27
Предложения с однородными членами
Понятие об осложненном
1
Работа с
предложении. Понятие об
текстами,
однородных членах
индивидуальные
предложения
задания
Однородные члены
1
Работа с
предложения, связанные только
текстами,
перечислительной интонацией,
индивидуальные
и пунктуация при них
задания
Однородные и неоднородные
1
Работа с
определения
текстами,
упражнения
Однородные члены, связанные
1
Работа с
сочинительными союзами, и
текстами,
пунктуация при них
упражнения,
опорные схемы
Обобщающие слова при
1
Работа с
однородных членах и знаки
текстами,
препинания при них
проблемные
задания,
упражнения,
опорные схемы
Обособленные члены предложения
Обособленные определения,
выраженные причастным
оборотом
Обособление приложений.
Выделительные знаки
препинания при них.
Обособленные обстоятельства
1
31
Обособленные уточняющие
члены предложения
1
32
Вводные слова и знаки
препинания при них
1
28
29
30
1
1
Работа с
текстами,
упражнения
Тренинг, тест,
индивидуальные
задания
Индивидуальные
задания, работа с
текстами,
опорные схемы
Индивидуальные
задания,
упражнения,
опорные схемы
Выборочная
работа с
6
33
34
35
текстами
художественных
произведений,
упражнения
Междометия в предложении
1
Упражнения,
тренинг,
практикум
Чужая речь
Прямая и косвенная речь
1
Упражнения,
тренинг,
практикум
Цитата и знаки препинания при
1
Тренинг,
них
выборочная
работа с
текстами
7